Юрий Купер-Александр Сокуров, Санкт-Петербург, 19 февраля-10 марта 2004
На выставке представлены работы (эскизы декораций и костюмов)Юрия Купера к новому фильму Александра Сокурова "Солнце" и опере "Борис Годунов", которую режиссер поставит на сцене Большого театра. Фильм "Солнце" посвящен истории японского императора Хирохито, он завершает трилогию Сокурова о власти и великих диктаторах XX века.
Эскизы, которые создал Юрий Купер для фильма и оперы,- совершенно самостоятельные произведения, выполненные современными средствами. Это довольно сложная технология, когда используются и фотографии, и поверхность стекла, и компьютерная обработка, но, несмотря на весь этот технологический инструментарий, работа в первую очередь художественная. Описывать эти работы бессмысленно, потому, что они совершенны.
К тому же, чрезвычайно редок показ эскизов к фильму и опере, не просто до выхода картины и оперы, но даже до начала съёмок и постановки. В целом это свидетельствует о редчайшем взаимопонимании двух мастеров, об их уверенности- человеческой и "авторской"- друг в друге.
В ноябре 2003 года Центр Современного Искусства M'ARS и филиал корпорации "London Contemporary Art - EEB, Inc" проводили выставку знаменитого хорвата Мерсада Бербера. Сам великий мастер прибыл в Москву на открытие выставки 20 ноября. На протяжении 40 лет Бербер занимается живописью, графикой, иллюстрирует и готовит к публикации издания, являющиеся библиографической редкостью, поэтические сборники. Его работы приобретены в коллекцию музея Метрополитен и собран6ие галереи Тейт, его сценографию и театральные костюмы видели театры Любляны, Загреба, Сараево, Вашингтона… В 1985 году художник выпустил собственный мультипликационный фильм - "Tempo Secondo". Художник удостоен большого количества наград, в их числе гран-при Кракова 1997 года, когда Бербер в очередной раз получил признание как один из лучших графиков мира. "Бербер - художник формул, словно алхимик. На глазах у зрителей он переливает из священных сосудов традиции одну эпоху в другую". Специально к выставке компанией "London Contemporary Art - EEB, Inc" был выпущен каталог работ Мерсада Бербера.
В "Зимней Галерее"- выставка знаменитого хорвата Мерсада Бербера c 25 по 30 октября 2003 года.
Живопись Мерсада Бербера сначала кажется консервативной. Его картины вроде бы давно знакомы - ощущение дежа вю беспокоит слабонервных посетителей. Действительно, Бербер постоянно цитирует и пересказывает на свой лад Рафаэля, Веласкеса и Пуссена. Но не забывает при этом о существовании коллажа, поэтому и старинные образы не назовёшь несовременными, ведь Бербер - типичный постмодернист, обновляющий старые символы.
В июне 2003 года, на закрытии торжеств, посвященных 300-летию Петербурга, Рустам Хамдамов был удостоен Гран-при и назван “культурным достоянием нации”. “Господин Рустам Хамдамов, – записано в дипломе, – благодаря Вашей деятельности мировая культура сохраняет свои высокие позиции”. Он отказался публично от этой торжественной церемонии, чтобы избежать вспышек фотокамер, крупного плана телевидения. Ему пошли навстречу–премию за него получил его дилер-Игорь Метелицын. Картина Рустама Хамдамова "Ночные Принчипессы" была подарена Игорем Метелицыным Эрмитажу и будет вскоре экспонироваться в новом отделе современного искусства, который организуется в здании Главного штаба. Таким образом, Хамдамов впервые в истории русской культуры стал первым живым российским художником, чья работа была официально принята в современную коллекцию Эрмитажа. В честь Рустама Хамдамова был устроен официальный приём в музее Эрмитаж. "– На самом деле две ночные принчипессы, – хитро прищуривается Рустам, – это просто кадр из размытой пленки фильма. Вы не поверите, эта сцена шла под реплику: “Откуда вы?” – “Мы хлебные девушки”. Здесь “хлебные” в смысле “доходные”. Эти девушки хотели выткать ковер из лоскутов, продать его и купить хлеба. Мне захотелось восстановить этот кадр, и я перенес его… В том числе и на холст. Теперь размытость лиц на этом полотне – уже судьба. Сейчас картина существует сама по себе, отдельно от кинопленки и от меня самого. Она будет висеть в Эрмитаже."
24 мая 2003 года в "Зимней Галерее" состоялось открытие выставки Рустама Хамдамова. Пришедшие на выставку были заинтригованы словами знаменитого итальянца Тонино Гуэрра, друга Хамдамова. На пригласительном значилось: "В такой-то день, в такой-то час в "Зимней Галерее" на такой-то улице, "Ночные принчипессы", которых Рустам Хамдамов предлагает нам своими знаками, вызывающими ступор, ждут Вас… Они подарят вам свои, еще не потерянные драгоценности". И действительно, посетители выставки, завороженные работами художника, ещё долго вспоминали это событие. Да и как можно забыть положительную энергию и радость, которые дарят работы непревзойденного мастера.
Юрий Купер Санкт-Петербург 'Зимняя Галерея', апрель 2003
Самый успешный русский художник, добившийся признания на Западе - Юрий Купер имеет на своём счету более 50 персональных выставок в самых престижных галереях мира. Галерея Клод-Бернар в Нью-Йорке и Париже, галерея Ян-Кружье-Дитесхайм в Женеве, Галерея Болс-Сорокко в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Париже и Лондоне, галерея Йоши в Нью-Йорке, музей изобразительных искусств им. Пушкина, Тулонский музей, центр изобразительных искусств Сэнсбери в Норвиче, Букинри де л'институт в Париже, музеи Киорау, Шикараба, Уэно-но-мори и Шококу-но-мори в Японии - и это, только неполный их список.
Впрочем, кто такой Юрий Купер, знатокам искусства рассказывать не надо. Им хорошо известны его великолепные "серебряные" работы со старинными молоточками, шпателями, сундуками, его тюльпаны и яблоки. Но есть и те, кому имя Юрия Купера не известно. В любом случае, никто не был разочарован, посетив выставку мастера, открытие которой состоялось 24 апреля 2003 года в "Зимней Галерее" в Санкт-Петербурге.
С 11 по 30 декабря галерея LCA и Winter Gallery провели выставку известного хорватского художника Мерсада Бербера
|