|  HOME  |  GALLERY | ARTISTS | SHOP | ARTICLES | EVENTS | FILMS | ORDER | LINKS | CONTACT | 
Igor Metelitsin Gallery
  ARTICLES  

« Back   
НАРИСОВАННЫЕ ДЕНЬГИ – 5

газета "Ведомости"№ 110 (910) , Пятница, 27 июня 2003
текст: Игорь Метелицын- президент сети галерей London Contemporary Art – EEB

Языком цифр
Прежде чем обсуждать особенности покупок предметов искусства, постараемся выразить инвестиции в современный арт языком цифр.
Недавно были опубликованы индексы цен на предметы искусства и антиквариата (Zurich-Art Market Research Art and Antiques Index), базирующиеся на ценах ведущих мировых аукционов. Оказалось, что с 1995 года цены на современное искусство выросли на 126%, причем только за прошлый год на 26%. Время от времени случаются курьезные рекорды. Так, в 1991 г. чикагский коллекционер Лео Манилов купил кичевую скульптуру из фарфора Джеффа Кунса «Майкл Джексон и пузыри» за $250 000, а два года назад перепродал ее на Sotheby’s за $5,6 млн.

Первую сотню знаковых художников современности возглавили совсем неизвестные в России Сара Лукас, Дэмиен Херст, Джефф Уолл, Дженни Савилл, Брюс Номан, Ансельм Кифер, Луис Буржуа, Георг Базелитц и «рекордсмен» Джефф Кунс.
Наиболее эффективными – исходя из изменения цен за год, с декабря 2001 г. по декабрь 2002 г., - оказались инвестиции в современное искусство. Второе место занимала европейская скульптура XIX и ХХ вв., цены на которую возросли на 10%. Третье место за прошлый год занимала европейская фарфоровая скульптура XVIII в., средний рост которой составил 9%.Среди аутсайдеров 2002 г. были часы – снижение на 1% в различных категориях, английская старинная мебель – 4% падения, а также европейские и восточные ковры, подешевевшие на 25%.
Что же касается живописи, то здесь показатели различные. Картины старых мастеров подорожали на 3% за прошлый год и на 54% с 1995 г. При этом итальянская и голландская живопись выглядела предпочтительнее, чем французская. А вот полотна известных европейских мастеров ХХ в. подешевели на 4% с 1995 г. Цены на работы, написанные в прошлом веке, включая Шагала, Пикассо, Боннара, Утрилло и др., до сих пор только восстанавливаются после того, как лопнул пузырь на рубеже 1980 – 1990-х гг. Впрочем, речь идет о мировом рынке, где российских «игроков» в высшей лиге практически нет.

Семейный доктор искусств
Для потенциальных российских покупателей предметов искусства замечательным инструментом для поиска и даже предварительного принятия решений о покупке той или иной вещи является Интернет. Главным его недостатком является то, что в отсутствие арт-дилера на Западе и возможности оценить состояние покупаемого предмета физически и визуально вернуть вещь продавцу и получить обратно уплаченные деньги, как правило, очень трудно. Кроме того, покупателю придется озаботиться вопросами страхования предмета, объявления его цены.
Поэтому лучше покупать вещь лично или через компетентное доверенное лицо. Арт-рынок очень многогранен, при этом в нем существует достаточно узкая специализация, так что не стоит изобретать велосипед и самому заниматься поиском респектабельных продавцов в виде дилеров или галерей. На Западе эта система отработана десятилетиями.
При выборе арт-дилера необходимо, чтобы у него была надежная многолетняя репутация, перечень выполненных – и подтвержденных – проектов, а также реальные отзывы от существующих или прошлых респектабельных клиентов. Поэтому на эту роль не подойдут музейные кураторы и теоретики искусства. Обычно комиссионные за услуги арт-дилера составляют 10% от стоимости покупки, хотя договоренности в каждом случае индивидуальны. Решение о покупке в конечном счете принимаете вы сами, но всю предварительную работу, включая переговоры о максимально возможном снижении цены, экспертизу качества предмета, профессионал, безусловно, сделает гораздо лучше вас. К тому же на поиск нужной клиенту работы может уйти несколько месяцев, так что эти затраты оправданы.

Туда и обратно
Покупкой выбранного предмета искусства ваши хлопоты не ограничатся. Его предстоит доставить в Россию. При этом вам предстоит испытать все радости, связанные с прохождением нашей таможни.
В большинстве европейских стран и США нет налога на ввоз оригинальных предметов искусства, включая оригинальные принты. Хотя юридические нормы, регулирующие ввоз культурных ценностей на территорию России, отличаются по разным видам произведений искусства, на практике таможенный сбор составляет около 20% от объявленной вами или подтвержденной документами цены. В случае возникновения сомнений о стоимости ввозимой работы таможенная служба привлекает для оценки эксперта Министерства культуры. Как правило, если он не соглашается с объявленной вами ценой – то в сторону ее повышения.
При оформлении вывоза за границу вещей, возраст которых менее 50 лет, проблем обычно не возникает – если они не представляют музейной ценности.
Транспортировать предметы искусства можно с помощью услуг таких компаний, как FedEx, DHL, UPS. При этом можно воспользоваться услугами связанных с ними страховых компаний. Есть и несколько российских компаний, обещающих сервис «от двери до двери», но цены на их услуги завышены в три – четыре раза, причем они не избавляют вас от головной боли.
Впрочем, везти покупку в Россию вовсе не обязательно – особенно если она сделана для вложения денег. Можно оставить приобретенную работу в специально оборудованных климатических хранилищах, например банковских, предварительно застраховав ее. При желании можно сделать копию и свободно везти ее в Россию. Теоретически возможно ввезти в Россию и оригинал, застрахованный в западной компании, но это разрешается делать только временно, поэтому в таком случае работу придется периодически вывозить за границу и снова ввозить обратно.
При хранении произведений искусства, особенно работ, выполненных на бумаге, надо безукоризненно соблюдать рекомендации по температурно-влажностному режиму хранения. Дорогостоящие работы следует хранить в специально изготовленных климатических рамах.

Триады
Конечно, искусство покупают потому, что оно нравится, но при этом также приятно знать, что оно растет в цене и ликвидно. Не следует стесняться того, что вы в этом совсем не разбираетесь, - самое главное, вы знаете, что вам нравится. Мы жили в стране, где 99% населения узнали о существовании Фаберже из фильма «Следствие ведут знатоки», а вопрос приобретения произведения искусства для себя лично был также актуален, как слетать на выходные в Париж или Лондон. В бурную перестроечную эпоху частные корпоративные коллекции создавались по двум принципам. Первый – «в любви, футболе, строительстве и искусстве разбираются все, и коль скоро я преуспел финансово, то я сам в этом хорошо разбираюсь». Второй – следовать советам бывших советских искусствоведов или группы критиков, в основном полуандеграундных, которые, возможно, разбираются в искусстве, но совершенно не разбираются в вопросах его приобретения.
Крупнейший собиратель искусства русского нонконформизма, основатель Зимерли-музея профессор Нортон Додж так определил, что такое «имя художника»: «Оно складывается тогда, когда образуется триада: критики – музеи – собиратели. Критики – калибра New York Times и The Times, музеи – Metropolitan, Эрмитаж, Tate Gallery, а собиратели – масштаба герцога Миланского, Джузеппе Панца и доктора Питера Людвига. На это уходит вся жизнь художника, а иногда и ее оказывается недостаточно. В любом случае успехов вам.




Facebook Twitter Google Digg Reddit LinkedIn Pinterest StumbleUpon Email


  
MAJOR ARTISTS
NAUMOVA LARISSA / ЛАРИСА НАУМОВА
MESHBERG LEV / ЛЕВ МЕЖБЕРГ
CHEMIAKIN MIHAIL / ШЕМЯКИН МИХАИЛ
KHAMDAMOV RUSTAM / РУСТАМ ХАМДАМОВ
TSELKOV OLEG / ЦЕЛКОВ ОЛЕГ
KUPER YURI / ЮРИЙ КУПЕР
PLAVINSKY DMITRY / ДМИТРИЙ ПЛАВИНСКИЙ
NAZARENKO TATYANA /ТАТЬЯНА НАЗАРЕНКО
NESTEROVA NATALYA / НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА
DULFAN LUCIEN / ЛЮСЬЕН ДЮЛЬФАН
TULPANOFF IGOR / ИГОРЬ ТЮЛЬПАНОВ
BERBER MERSAD / МЕРСАД БЕРБЕР
POPOVICH DIMITRY / ДИМИТРИЙ ПОПОВИЧ
SHULZHENKO VASILY / ВАСИЛИЙ ШУЛЬЖЕНКО
BULGAKOVA OLGA / ОЛЬГА БУЛГАКОВА
SITNIKOV ALEXANDER / АЛЕКСАНДР СИТНИКОВ
SHERSTIUK SERGEY / СЕРГЕЙ ШЕРСТЮК
GETA SERGEY / СЕРГЕЙ ГЕТА
ODNORALOV MIKHAIL / МИХАИЛ ОДНОРАЛОВ

EMERGING ARTISTS
KUZNETSOV ANTON / АНТОН КУЗНЕЦОВ
VALUEVA SVETLANA / СВЕТЛАНА ВАЛУЕВА
MINNIBAEVA OLGA / ОЛЬГА МИННИБАЕВА

CORPORATE ART
ROY FAIRCHILD-WOODARD
GARY BENFIELD
JANET TREBY
LEO McDOWELL
FELIX MAS

MISCELLANY
BELLE ANDREY/АНДРЕЙ БЕЛЛЕ
SHERBAUM PAVEL/ПАВЕЛ ШЕРБАУМ
TSRIMOV RUSLAN/РУСЛАН ЦРИМОВ
YAN TATYANA/ТАТЬЯНА ЯН
ALEKSEEV DMITRIY/ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВ
KAMENNOY SERGEY/СЕРГЕЙ КАМЕННОЙ

FOTO GALLERY

Exhibition


PICTURE OF THE MOMENT
  » Apr 26, 2024  




MAILING LIST

Join Our Free Newsletter
NAME  
EMAIL  
We never SPAM   



SEARCH
 
 


 |  HOME  |  GALLERY | ARTISTS | SHOP | ARTICLES | EVENTS | FILMS | ORDER | LINKS | CONTACT | 
All rights reserved.
Powered by ArtWebSpace.com | login