|  HOME  |  GALLERY | ARTISTS | SHOP | ARTICLES | EVENTS | FILMS | ORDER | LINKS | CONTACT | 
Igor Metelitsin Gallery
  ARTICLES  

« Back   
РЕЖИССЕР-НЕВИДИМКА

"Петербург на Невском", 06(077) 2003
текст: Ильмира Степанова

Перефразируя высказывание одного из персонажей студенческого фильма Рустама Хамдамова «В горах мое сердце», его можно назвать самым известным из всех неизвестных режиссеров нашего времени. Впрочем, сегодня о нем еще заговорили и как об удивительном художнике – последнем хранителе традиций Серебряного века.



       Мир прекрасных вещиц, изящных натюрмортов, обрывочных воспоминаний и зыбких странно-страшных снов, в которых среди мраморных колонн метро мелькает мальчик в маске зайчика, торжественно хоронят пионера, а усыпанный стеклярусом бархат вдруг начинает дышать… Мир так хрупок, он послушно исчезает под перестук вагонных колес от одного только слова: «Рассыпься!»

Эти кадры из фильма Хамдамова почти никто не видел – показанная на Каннском фестивале «Анна Карамазофф» с Жанной Моро в главной роли осталась во Франции: некому выкупить. К тому же показ сопровождался скандалом – без согласия продюсера Хамданов вставил в фильм рабочие материалы другой своей незавершенной картины – «Нечаянные радости». Той самой, что была закрыта Госкино и которую снимал уже Никита Михалков под названием «Раба любви», используя его образы, костюмы и сценарий.

Однако его первая персональная выставка в Петербурге, в «Зимней галерее» на углу Мойки и переулка Гривцова, открывалась тихо, по-домашнему. Хамданов пришел туда утром вместе с известным художником-графиком Юрием Купером, с которым советовался по поводу развески картин. Почему-то Рустам передумал показывать серию больших рисунков с мужскими галстуками и хотел совсем их убрать. Купер настоял, чтобы работы остались. Тогда Хамданов небрежно поставил их вдоль стены прямо на пол. Снова давая понять, что они тут случайно, временно – вот-вот унесут или повесят в другом месте.

Два рисунка Хамданов установил отдельно на мольберте. Это наброски к одному из фильмов. На первом – огромный тесак играет роль зеркала, в котором отражается женский профиль, на втором – фигура с размытыми очертаниями. Эти работы Куперу нравятся больше всех: «Рустам виртуозно владеет линией, и тушечная размывка у него получается удивительно легко. Мне кажется, самая сильная его сторона – касание ручкой, пером белой бумаги. Умение естественно дотрагиваться до листа мало кому дано. Я знал только двух таких художников: это Хамданов и ныне покойный график Дима Лион».

Юрий Купер – в числе тех немногих, кто видел фильмы Рустама: «Этот режиссер просто кайфует на изображении. Там нет драматургической истории, развития характеров, он не обращает на это внимания, выстраивая сногсшибательную композицию со странным натюрмортом, странным интерьером, в котором двигаются странно одетые персонажи. Странность – в необычайной, избыточной красоте. Ее очень много. Все пространство ею просто переполнено. Но мне как художнику очень интересно на это смотреть. Жаль только, что ни один фильм до сих пор не вышел в широкий прокат».

Работы Хамдамова – в собрании Третьяковской галереи, в музее известного коллекционера русских нонконформистов Нортона Доджа, в крупных частных собраниях в России и за рубежом. Великий Лукино Висконти умер в комнате, на стенах которой висели рисунки Рустама. Владелец «Зимней галереи» - известный лондонский арт-дилер Игорь Метелицын – высоко ценит живопись Хамдамова, хотя и признается, что иметь с ним дело очень непросто. Рустам практически не дает интервью, может не прийти на важную встречу, с трудом специально организованную для него. Долгое время отказывался даже от издания каталога. Кстати, выставка в Петербурге – первая, для которой Метелицыну каким-то чудом удалось уговорить Хамданова выпустить большой хороший проект.

 

-    Рустам, до открытия выставки еще час. Можно задать вам вопрос? – Я интервью не даю. Пожалуйста, уберите диктофон и блокнот. Давайте просто поговорим.

 

-    Хорошо… Говорят, вы собирались оформлять «Травиату» в Мариинке, ставить чеховского «Платонова» с Олегом Меньшиковым, но ничего не случилось. Почему-то большинство ваших проектов не сбываются. То же самое происходит с фильмами. Вам не жаль, что двери к зрителям до сих пор не открылись? – Всегда есть другие двери. Например, живопись… Для того чтобы пробить проект, нужно куда-то ходить, устанавливать нужные связи, контакты, добывать деньги, но мне не удаются компромиссы. И мне жаль тратить на это время. Что-то хотелось бы успеть в жизни.

 

-    Вы ведь, кажется, недавно закончили «Вокальные параллели»? – Это фильм-концерт. Оперные певцы – Араксия Давтян, Роза Джаманова, Эрик Курмангалиев – исполняют свои партии из Пуччини, Шумана, Россини. Рената Литвинова выходит, объявляет их и одновременно учит. Говорит, что в искусстве часто побеждает не талант, а посредственность, надо только выбрать правильную тактику и уметь идти на компромисс. А они плохо усваивают ее уроки, живут не так, поэтому им здесь не место. И они умирают. Потом летят на том свете на самолете, но все равно поют. Там, на небесах.

 

-    Отчего вы так привязаны к образу женщины-ретро? – Прошлое дает отстраненность, позволяет уйти от плоской реалистичности… Наверное, это пристрастие началось у меня с немого кино, которое Блок называл «электрическими снами наяву». Еще – с музыки. Мне кажется, 23-я соната моего любимого Шуберта очень его напоминает. Постепенно все эти ощущения выкристаллизовались в образ определенной женщины: у нее довольно широкие скулы, стрижка каре и шляпа с загнутыми полями.

 

-    Время – странная вещь. Когда в нем живешь, не ощущаешь его как стиль. Потом проходит – и ты его чувствуешь… - Люди не могут заглянуть в будущее, зато могут окунуться в прошлое, это тоже захватывает. Вот Ренатка снимает сейчас детектив. Я ей говорю: сделай его в другом времени, например, 40-е или 30-е годы. Сразу все заиграет!

 

-    Недавно на пресс-конференции по поводу фильма «Небо. Самолет. Девушка» Рената Литвинова обмолвилась, что вы предлагали такой конец, чтобы самолет не погиб, а пропал без вести. Это что? Боязнь смерти, конца? – Нет, другое. Просто неизвестность, недосказанность всегда глубже, загадочнее. Вспомните «Блоу ап» Антониони – там все так странно, правда? Мне кажется, Хичкок такие вещи тоже хорошо понимал, стремясь наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности.

 

-    Вы чего-нибудь боитесь? – Боюсь крыс. Только слышу это слово – уже умираю от ужаса. Боюсь кладбищ, мертвецов и их городов мертвячьих. Всякий тлен мне страшен. Я бы даже мечтал, чтобы у меня не было могилы.

 

-    Вы человек неверующий? – Я скорее агностик, отрицающий возможность познания мира и достижения истины.

 

-    Вы ведь несколько лет прожили в Париже, почему вернулись? – На Западе хорошо болеть, стареть, отдыхать. Все спокойно и неизменно, нет действия. Сейчас все здесь происходит. Тут сложнее, но интереснее.

 

-    Часто бываете на родине, в Ташкенте? – Нет, все близкие умерли. И потом, сейчас нет уже того Ташкента, который был до землетрясения и исторический передряг. Тогда он немного напоминал Одессу: милые особнячки, яблоневые сады, балкончики, дворики. Мы жили в еврейском квартале. Моя няня была русская – бывшая хористка Нижегородского театра, она даже окрестила меня потихонечку. Так вот, она работа кастеляншей в ташкентском театре, и я часто сидел в золотой царской ложе, видел Плисецкую, слушал Пирогова и Барсову в «Русалочке» Даргомыжского.

 

-    Вы ощущаете себя восточным человеком? – Ничего такого особенного восточного, кроме пристрастия к баранине, я в себе не ощущаю. Честно говоря, мне ближе утверждение Хемингуэя, который говорил, что на самом деле на Востоке никакой тайны-то и нет. Мне кажется, некоторые западные люди, не реализовавшие себя в собственной культуре, устремляются на Восток и с пылом неофитов начинают говорить, что обрели истину. Я лично отношусь к таким с осторожностью и стараюсь их не слушать.

 

-    Говорят, в своей мастерской вы окружены декорациями «Анны Карамазофф»… - За всю жизнь вокруг меня скопилось столько разных вещей! Я ничего не выбрасываю, ничего. У меня нет такой привычки. Поэтому там можно найти любые декорации.

 

-    Это правда, что вы расписывали кафе и рестораны в Париже? – Я рисовал картины для интерьеров. Иногда думаю, что если бы не кино, с удовольствием занялся бы дизайном. Недавно даже выступил в безумном жанре высокого ювелирного искусства: вместе с Шемякиным, Эрнстом Неизвестным и другими художниками проектировал ювелирные украшения для американской компании Russian World Gallery. Но от кино не уйти – я постоянно его изобретаю, выстраиваю композиции. Не реалистичные, не бытовые. Никогда не смогу снять коридор школы, где мальчики плюются – кто дальше. Мне гораздо интереснее, чтобы они плевались, к примеру, накрашенные и под музыку Шуберта… Может, когда-нибудь сочиню эпос. Тогда массу артистов надо будет одеть, и я сам придумаю им костюмы, и это будет фильм-стиль.

 

-    На ваших картинах так много разных старых туфелек, ботиночек с разными пуговками, пряжками, перемычками. Откуда такое пристрастие к обуви? – Я ведь много рисовал для домов высокой моды Милана, Парижа, Нью-Йорка, в том числе обувь. И потом, старая, брошенная вещь очень поэтична. У Набокова об этом много написано.

 

-    В «Анне Карамазофф» с экрана звучат примерно такие слова: «Все наши поступки, повороты судьбы, все вообще – это лишь узоры на ковре жизни, а главную канву видно лишь со звезд». Мне кажется, что и ваша живопись такова и, наверное, отношение к жизни? – Знаете, когда-то давно мой друг Тонино Гуэрра написал сценарий фильма про людей, которые хотели улететь куда-то на воздушном шаре. Однажды на восточном базаре они случайно зацепились за ковер и таким образом распустили его весь, разматывая нить. Этот фильм в 1975 году хотел снимать Антониони. Я ездил с ними в Ташкент, Самарканд, Хиву на выбор натуры. Помню, Хива показалась Антониони совершенно волшебным местом, ион отказался от идеи снимать сказку про этих людей. Они, говорил, и так здесь все сказочники. Я много тогда рассказывал им о Гурджиеве, который во время своих странствий по Востоку учился ткать восточный ковер и читать символику его узоров. У мусульман ведь запрещено использовать изображения людей или животных, и орнаменты ковров придумывали суфииковроделы – аскеты и мистики. Девочки и женщины, ткавшие ковры, рано или поздно начинали медитировать. В абстрактном орнаменте, как в чертеже непонятного нам строения мира, заложена мысль о вечности, о космосе. О том, что мы сами, как узелки большого ковра, там присутствуем. Я думаю, что серьезный, настоящий художник-абстракционист работает так же – отрывается от реальности или, наоборот, так сосредоточенно и глубоко в нее погружается, что начинает медитировать и творить вселенную заново, изобретая свои узоры и орнаменты. В настоящей абстракции должна присутствовать мудрость.

 

-    В ваших работах часто появляются виноградные гроздья. Сияющие изнутри, переливающиеся, солнечные, как, например, на картине «Человек с виноградом». Почему они вас так притягивают? – Виноград? О, это длинная история…

 

 

В эту минуту в галерею входит солнечный итальянец Тонино Гуэрра и восклицает: «Да все, что вы сейчас здесь видите, это же кино! Кино, которое у него в голове!»

 

 




Facebook Twitter Google Digg Reddit LinkedIn Pinterest StumbleUpon Email


  
MAJOR ARTISTS
NAUMOVA LARISSA / ЛАРИСА НАУМОВА
MESHBERG LEV / ЛЕВ МЕЖБЕРГ
CHEMIAKIN MIHAIL / ШЕМЯКИН МИХАИЛ
KHAMDAMOV RUSTAM / РУСТАМ ХАМДАМОВ
TSELKOV OLEG / ЦЕЛКОВ ОЛЕГ
KUPER YURI / ЮРИЙ КУПЕР
PLAVINSKY DMITRY / ДМИТРИЙ ПЛАВИНСКИЙ
NAZARENKO TATYANA /ТАТЬЯНА НАЗАРЕНКО
NESTEROVA NATALYA / НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА
DULFAN LUCIEN / ЛЮСЬЕН ДЮЛЬФАН
TULPANOFF IGOR / ИГОРЬ ТЮЛЬПАНОВ
BERBER MERSAD / МЕРСАД БЕРБЕР
POPOVICH DIMITRY / ДИМИТРИЙ ПОПОВИЧ
SHULZHENKO VASILY / ВАСИЛИЙ ШУЛЬЖЕНКО
BULGAKOVA OLGA / ОЛЬГА БУЛГАКОВА
SITNIKOV ALEXANDER / АЛЕКСАНДР СИТНИКОВ
SHERSTIUK SERGEY / СЕРГЕЙ ШЕРСТЮК
GETA SERGEY / СЕРГЕЙ ГЕТА
ODNORALOV MIKHAIL / МИХАИЛ ОДНОРАЛОВ

EMERGING ARTISTS
KUZNETSOV ANTON / АНТОН КУЗНЕЦОВ
VALUEVA SVETLANA / СВЕТЛАНА ВАЛУЕВА
MINNIBAEVA OLGA / ОЛЬГА МИННИБАЕВА

CORPORATE ART
ROY FAIRCHILD-WOODARD
GARY BENFIELD
JANET TREBY
LEO McDOWELL
FELIX MAS

MISCELLANY
BELLE ANDREY/АНДРЕЙ БЕЛЛЕ
SHERBAUM PAVEL/ПАВЕЛ ШЕРБАУМ
TSRIMOV RUSLAN/РУСЛАН ЦРИМОВ
YAN TATYANA/ТАТЬЯНА ЯН
ALEKSEEV DMITRIY/ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВ
KAMENNOY SERGEY/СЕРГЕЙ КАМЕННОЙ

FOTO GALLERY

Exhibition


PICTURE OF THE MOMENT
  » Mar 29, 2024  




MAILING LIST

Join Our Free Newsletter
NAME  
EMAIL  
We never SPAM   



SEARCH
 
 


 |  HOME  |  GALLERY | ARTISTS | SHOP | ARTICLES | EVENTS | FILMS | ORDER | LINKS | CONTACT | 
All rights reserved.
Powered by ArtWebSpace.com | login