газета "Ведомости" № 86 (886) Пятница, 23 мая 2003 текст: Игорь Метелицын – президент сети галерей London Contemporary Art – EEB
Хотя уже в XVIII в. арт-дилер стал реальной силой, формировавшей вкус патрона, в течение двух столетий никто не рассматривал предметы искусства как объекты инвестирования. А покупки дилетантов исторически себя не оправдали. Но при правильном подходе они могут стать удачным вложением денег.
На протяжении двух столетий – в XVIII – XIX вв. – самой дорогой картиной считалась «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В 1754 г. она была продана королю Польши и Саксонии Августу III за 17 000 золотых дукатов – примерно $1,275 млн. в правление Рональда Рейгана. Второе место занимала парная картина Алтиери Клаудис, купленная экстравагантным дилетантом Вильямом Бэкфордом в 1799 г. за 6825 фунтов стерлингов. Спустя четыре года Бэкфорд продал ее арт-дилеру за 10 500 фунтов, а тот еще через пару недель перепродал картину за 12 600 фунтов – почти $2 млн. в ценах 1984 г. Но за 150 лет картина потеряла в реальной стоимости более 95%: в 1947 г. на аукционе Christie’s за нее дали лишь 5300 фунтов. Настоящий арт-рынок сформировался в середине 60-х гг. ХХ в. Отправной его вехой стал запущенный в 1966 г. проект Times – Sotheby Art Indexes. Питером Вильсоном, президентом Sotheby’s. Его целью было представить предметы искусства как мощный объект инвестирования. Газета The Times начала публиковать графики и таблицы, которые показывали изменение цен на предметы антиквариата. Они показывали, что предметы искусства дорожали на 25 – 200% в год. Цель была достигнута. В знаменитой статье Art and money, написанной в 1984 г., американский арт-критик Роберт Хьюз констатировал, что лихорадка инвестиций в арт в самом разгаре и большинство очень дорогих предметов искусства значительно переоценены. Еще драматичнее выглядела ситуация с современной живописью. Цены на работы современных художников Марка Ротко, Джексона Поллака, умерших в 1956 и 1970 гг., и следующих за ними Уильяма Де Кюненга, Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Роя Лихтенштайна с трехзначных цифр в 1950 – 1960 гг. к 1984 – 1985 гг. поднялись до шестизначных, но продержались недолго: в начале 1990-х гг. произошел обвал, последствия которого мы ощущаем и сегодня. Один из самых известных арт-дилеров ХХ в. Лео Костелли вспоминает, как в 1957 г. не нашел покупателей на картины Пита Мондриана за $30 000 и Поллака за $6000. При этом он утверждает, что к 1985 г. аналогичная работа Мондриана стоила более $1 млн, а Хьюз приводит в пример проданную за $1,6 млн. работу Поллака. А обвал рынка в 1990 – 1995 гг. хорошо иллюстрирует судьба написанной в 1918 г. картины Амадео Модильяни Beautiful Grocer. В 1990 г. эта картина была куплена за $12 млн, в 1995 г. эксперты Christie’s оценили ее в $6-8 млн, а продана она была за $6,6 млн». Но, несмотря не это, в последние 30 – 40 лет вложения в предметы искусства наряду с недвижимостью стали одним из наиболее надежных объектов инвестиций. В России арт-рынок до сих пор не сформировался. В начале 90-х гг. в Москве насчитывалось порядка 300 галерей современного искусства, из которых 90% уже сошли со сцены, а оставшиеся разобщены. Тем не менее среди работ российских художников можно найти достойные объекты для инвестирования. Для этого следует усвоить три правила. Первое – цена должна быть справедливой. За каждым предметом искусства должен стоять институт цены, который продавец обязан предъявить покупателю. Институтом цены для произведений современного искусства является многолетняя статистика продаж на международном рынке в респектабельных галереях, а также на аукционах мирового класса – Sotheby’s, Christie’s, Philipps и др. Второе – продавец должен с большой вероятностью дать покупателю прогноз об инвестиционной емкости приобретаемого предмета. Прогноз осуществляется на основе продаж на упомянутых аукционах и в галереях. И третье правило, самое важное для России как для страны, в которой до сих пор не существует института цивилизованного хранения денег, - это институт ликвидности купленной вещи. Клиент имеет неотъемлемое право в любой момент избавиться от приобретенного предмета искусства, как минимум не потеряв своих денег. Например, это может заранее оговариваться при продаже работ в респектабельных галереях. Среди здравствующих отечественных художников наиболее надежны вклады в работы Ильи Кабакова, Дмитрия Плавинского, Юрия Купера, Гриши Брускина, поскольку цена на них сформировалась на западном рынке. Что же касается небольшой группы художников, чьи работы продаются внутри МКАД по баснословно высоким ценам, то эти цены стремительно обрушиваются при пересечении одной. Доступным по цене и, на мой взгляд, недооцененным художником является Рустам Хамдамов. А Дмитрий Плавинский в 1962 г. продал работу размеров менее одного метра западному дипломату за $100. В ноябре 2002 г. она была куплена на аукционе Sotheby’s за 26 000 фунтов. Так что разговор на эту тему имеет смысл продолжить.